Попытки руководителей российского правительства оценивать эффективность собственных чиновников лишены смысла. В политической системе, где отсутствует главное – оценка властей избирателями на честных выборах, поиски критериев результативности бюрократии носят умозрительный характер. Критерии эффективности бюрократа общеизвестны – преданность начальству и умение «не подставлять» его.Российское правительство решило изменить оценку эффективности работы региональных чиновников. В 2008 году их труд оценивался по 329 показателям, затем это число сократили в четыре с лишним раза – до 74. При этом наиболее «эффективным» регионам из федерального бюджета выделялся 1 млрд рублей поощрения. Об итогах четырехлетки грустно говорит Дмитрий Медведев: «Но, несмотря на выделение таких значительных средств, скажем откровенно, коренного улучшения в целом ряде территорий нет, а иногда и значимых изменений просто не видно. Это касается прежде всего ключевого индикатора – повышения качества жизни граждан».После таких слов можно было бы зафиксировать убытки, уволить авторов – исполнителей идеи и закрыть занавес.Но обсуждаемое решение другое – сократить показатели эффективности с 74 до 11, увеличить в два раза число регионов, между которыми распределяется «поощрение», поднять сумму выплат с 1 до 20 млрд рублей и с упорством маньяков вести поощрительную войну дальше, до последнего рубля налогоплательщика.Эта история очень напоминает популярную программу «Искатели» на российском телевидении. Ее ведущий и съемочная группа в течение многих лет ищут клады в земле, различных строениях и даже на дне водоемов. Набор тем широчайший, процесс поисков волнующе интересен. Ведущий проявляет чудеса проницательности, с ходу берет горячий след и, уверенно ориентируясь по знакам, ползает тайными ходами, ныряет с аквалангом, беседует с экспертами и потомками очевидцев. Но результат всегда один – ничего не найдено и – до новых встреч, уважаемые телезрители. В следующий раз не найдем что-нибудь другое.Российские власти по-своему последовательны. Как огня боясь честных выборов, в результате которых они, если и не сразу, то в ходе одного-двух избирательных циклов потеряют власть, они выстраивают пусть и противоречащую интересам общества, но логичную в коррумпированной системе схему поощрений тех, кто цементирует существующий порядок управления страной. В рациональном же понимании поддержка федерального бюджета должна оказываться как раз тем регионам, где наблюдается экономический застой и средства необходимы для создания инфраструктуры, способной запустить механизм частных инвестиций. А эффективным регионам «поощрение» не нужно, иначе они не были бы эффективными.