Минэкономразвития внесло в правительство проект закона, основная мысль которого в том, что руководители т.н. «госкомпаний» должны отчитываться о родственниках в компаниях-подрядчиках. Эта новость совпала по времени с сообщениями о чрезмерных тратах на представительские цели менеджмента компании «Курорты Северного Кавказа» и участии родственников руководства в подрядной деятельности. Почему это плохо? Потому что формально принадлежащая обществу собственность используется неэффективно – уровень издержек больше, чем тот, который мог бы установиться в случае действительной конкуренции подрядчиков, получаемый полезный эффект ниже. Другими словами – за продукт худшего качества общество платит более высокую цену. Но есть и другая - скрытая, но, тем не менее, тоже экономическая проблема – попирание справедливости. Честно работающие граждане видят, что за счёт их налогов, за счёт их собственности происходит несправедливое обогащение части их соотечественников. Эта проблема имеет большое значение для нашей политико-экономической эволюции. Она порождает нечестное поведение и общественную апатию. Напомню, что т.н. «госкомпании» в сочетании с ростом бюрократического регулирования – ключевые элементы путиномики, расцветшей в «нулевые» годы при помощи огромных нефтегазовых доходов. Фактически, предлагаемая Минэкономразвития мера - признание того факта, что мотивация управляющих в т.н. «госкомпаниях» не имеет эффективной сдержки в виде контроля собственника. Почему? Потому что частного собственника нет, а все т.н. «госкомпании» это собственность близких к власти людей, рассматривающих свой статус как право на получения дохода от управляемой собственности. Можно сказать, что это власть-собственность. Сегодняшний ответ бизнес-чиновной системы фактически сводится к тому, чтобы путём дополнительного бюрократического регулирования несколько умерить размер дохода группы власть-собственников. И это вполне логичный шаг на фоне растущего осознания, если не всем обществом, то его частью неэффективности путинской экономической модели. Решение, конечно же, большого значения иметь не будет, т.к. помимо родственников есть друзья и деловые партнёры. Да и не может бизнес-чиновная система сама себя отменить. Когда размышляешь о том, как решить проблему, то приходишь к мысли о том, что вопрос не просто в приходе во власть иных людей, не просто в честных выборах и изменении состава Госдумы России или появлении нового президента страны. Вопрос даже и не в назревшем изменении политической системы. Это всё необходимые элементы, но есть ещё один - честную программу приватизации сможет провести только партия популяров – руководимая идеологией частной собственности и справедливости организация народных интересов. Это не может быть «партия олигарха», различные разновидности партии чиновников или партия криминальных популистов. И, конечно, это не должны быть (как сейчас) бизнес-чиновники.Проблема в том, удастся ли укрепить такую партию в обстановке продолжающегося общественного разложения, сделать её самой влиятельной силой нашей политики? Если смотреть в будущее, то сегодня это, пожалуй, главный вопрос российского политического процесса.