На днях глава российской власти Владимир Путин беседовал с главой компании «Роснефть» Игорем Сечиным. Первый собеседник находился в аэропорту города Южно-Сахалинск в Сахалинской области, второй – на платформе «Орлан», созданной в рамках проекта СРП «Сахалин-1». Глава «Роснефти» заявил, что поступления в российский бюджет за весь срок реализации проекта составили 8 млрд. $. Так ли это на самом деле, вопрос отдельный. В частности, правильно было бы оценить и те доходы, которые поступили в российский бюджет в результате стимулирования «Сахалином-1» экономической активности в России. Например, Амурский судостроительный завод получил в своё время заказ на модернизацию той самой платформы «Орлан», на которой находился глава «Роснефти». В этой новости важно другое – не члены партии «ЯБЛОКО», не российские эксперты – специалисты в области СРП, много лет отстаивающие важность этого инвестиционного инструмента для нашей экономики, выступают с позитивными заявлениями о достигнутых результатах. С такими заявлениями выступают (и уже не в первый раз) представители власти, которая СРП (за исключением трёх проектов) в начале «нулевых» годов сама и заморозила. Теперь же Владимир Путин говорит: «Хочу поблагодарить всех, кто начинал работу на «Орлане» и довёл до сегодняшнего состояния, выразить надежду на то, что вашему примеру последуют и другие коллеги, другие компании».Подобные разговоры ведутся почти десять лет. Но результатов на данный момент нет. Почему? Ответ можно найти в статье Алексея Топалова в Газете.ру. Казалось бы, есть всё, что нужно: участки «Роснефти» выданы, иностранные компании ведут для т.н. «госкомпании» геологоразведку, деньги будут, поддержка политических властей большая. А продвижение вперёд по-прежнему медленное. И благодарность высказывается в адрес проекта СРП, начинавшегося в 90-е годы, в условиях иной экономической политики. Проблема, по-видимому, даже и не в СРП – власти могут и сегодня заявить о его реабилитации, достаточно быстро поменять законодательство. Но этот инструмент будет негодным или не очень эффективным до тех пор, пока не установится правовой порядок, не будут внедрены принципы честной конкуренции между частными нефтегазовыми компаниями. Это и есть те два рубежа, через которые в силу её устройства, сегодняшняя российская власть перейти не может. К несчастью для нашей страны.