В Московском областном региональном отделении партии «Яблоко» началась перерегистрация членов партии и проверка соответствия данных учета членов фактическому состоянию
Читать дальше
Читать дальше
Дорогие, друзья! Партия "Яблоко" приглашает вас, активных и неравнодушных, стать наблюдателями на выборах!
Читать дальше... Таким образом, недвусмысленно дается понять, что автономия и самостоятельность местного самоуправления по предметам собственной компетенции упраздняются не только по факту (как это уже произошло в правоприменительной практике) но и де-юре на уровне Конституционных положений...
Читать дальшеПоданы заявления в полицию и СК. Членами партии «Яблоко» по одномандатным избирательным округам и кандидатами, выдвигавшимся от областного отделения продолжается борьба за честные и справедливые результаты.
Читать дальшеПРОГРАММА «ЗА КАЖДОГО ИЗ ВАС!»
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
партии «ЯБЛОКО» в Московской области на 2007–2011 годы
ОБРАЩЕНИЕ К ИЗБИРАТЕЛЯМ
Дорогие граждане, жители Московской области!
На предстоящих выборах в областную Думу многие партии будут выступать с разнообразными обещаниями. Очень важно понимать, подкреплены ли эти обещания механизмами реализации. В предлагаемой вашему вниманию программе партии «ЯБЛОКО» такие механизмы есть.
Важным условием выполнения нашей программы мы считаем налаживание отсутствующей сегодня кооперации между органами власти Московской области, Москвы и Российской Федерации. Такие возможности есть у «ЯБЛОКА», которое уже сейчас имеет своих депутатов в Государственной Думе и намерено создать в ней фракцию по итогам выборов в декабре 2007 года. Кроме того, партия имеет фракцию в Московской городской Думе, готовую сотрудничать с «яблочниками», которые пройдут в областную Думу. К сожалению, другие партии, имеющие аналогичные возможности, во благо жителей Подмосковья их не используют.
Многие острые проблемы Московской области могут быть решены с помощью Москвы. Однако это не означает, что Москва должна заниматься благотворительностью. Ведь она связана с областью гораздо теснее, чем любые другие соседние регионы друг с другом. Многие жители области работают в Москве, а многие москвичи живут в области. Область поставляет в Москву сельхозпродукцию и окружает ее защитным зеленым поясом. Перечислять эти взаимосвязи можно долго. Обидно сознавать, что вопреки этому обстоятельству сотрудничество между властями обоих регионов близко к «точке замерзания». Не используется огромный ресурс, который мог бы работать на благо обоих регионов, но особенно – Области, которая по многим параметрам отстает от Москвы. Исходя из интересов жителей Подмосковья, мы предлагаем полностью задействовать все имеющиеся ресурсы, в том числе и ресурс под названием «Москва».
Предлагаемая программа основана на профессиональных экономических решениях, специально разработанных партией «ЯБЛОКО» для Московской области, а также на принципе солидарности граждан России, на принципе единства страны, на совпадении стратегических интересов Москвы и Подмосковья. Москва, являясь одним из крупнейших современных мегаполисов Европы и мира, может стать реальной точкой опоры для ускоренного развития всего Московского региона, что необходимо и самой Москве и России. «ЯБЛОКО» знает, как решить такую задачу, как наладить необходимое сотрудничество, и обязуется это сделать.
Что «ЯБЛОКО» обязуется сделать для Московской области?
В случае избрания в Московскую областную Думу «ЯБЛОКО» решит к 2011 году следующие задачи:
1. Снизит цены на жилье и коммунальные платежи, повысив качество услуг.
2. Увеличит количество рабочих мест с достойным уровнем заработной платы.
3. Повысит пенсии и социальные выплаты.
4. Улучшит качество питьевой воды и атмосферного воздуха.
5. Снизит количество транспортных пробок,
добьется продления линий метро из Москвы в Область.
Это – наши основные приоритеты на период работы в следующей областной Думе. Но мы будем работать и по другим направлениям, о которых вы узнаете из этой программы.
I. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА
Цель «ЯБЛОКА» – выявить дополнительные резервы в бюджете за счет контроля депутатов за целевым расходованием средств и найти новые доходные источники. Наша бюджетная политика – это ответ на вопрос «Где взять деньги?» на реализацию наших приоритетов, указанных выше.
Поступления в бюджет Области могут быть существенно расширены за счет следующих источников.
1. Введение налогов на богатство.
• Увеличение налога на крупную недвижимость (земля и находящиеся на ней строения стоимостью свыше 1 миллиона долларов). Этот налог будет особенно важен для Области, так как даст поступления от богатых владений «Рублевки» и других престижных районов ближнего Подмосковья.
• Налог на сверхдоходы, которым облагается доход физического лица, если он превышает сумму 500 тысяч долларов в год.
• Налог на предметы роскоши и престижное потребление (дорогие иномарки, яхты, драгоценные вещи и т.п.).
• Налог на крупное наследство.
2. Изменение места уплаты подоходного налога.
Более двух миллионов жителей Подмосковья работают в Москве. Налоги, которые они платят, не поступают в социальные фонды Московской области. Этот налог граждане должны уплачивать по месту жительства, а не по месту работы.
Для решения этих вопросов понадобится изменение федерального законодательства.
Чем может помочь Москва? Она может заключить с Областью налоговое соглашение о возврате соответствующих сумм в областной бюджет.
3. Реальная борьба с коррупцией.
Многие расходы областного бюджета раздуты за счет завышенных расценок на товары и услуги, финансируемые Правительством Области. Происходит это из-за того, что чиновники получают «откаты» за то, что искусственно завышают стоимость этих услуг и товаров. То же самое происходит при передаче в аренду или продаже госимущества (включая землю). Для снижения уровня коррупции необходимо:
• ввести практику обязательных публикаций в областных СМИ деклараций о доходах и имуществе высших областных чиновников, а в районных СМИ – муниципальных чиновников;
• поставить под контроль Московской областной Думы бюджетные инвестиции, на которые в 2007 году выделено почти 6 млрд рублей;
• добиваться отражения в Законе о бюджете Области конкретных объектов финансирования с целью обеспечить возможность контроля над целевым расходованием средств;
• установить парламентский контроль над Правительством Области, ввести практику парламентских расследований коррупционной деятельности чиновников;
• обеспечить прозрачность голосований депутатов областной Думы путем размещения в Интернете результатов голосования (такую инициативу «ЯБЛОКО» уже провело в Москве).
II. ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Цель «ЯБЛОКА» в жилищной сфере – рост качества и удешевление коммунальных услуг, снижение цен на жилье, обеспечение его доступности для граждан среднего достатка.
1. Как остановить рост коммунальных тарифов?
Неэффективность коммунального сектора Области объясняется монополизмом, коррупцией, отсутствием учета реальной стоимости коммунальных услуг. Муниципальные образования не обеспечивают выполнение возложенных на них функций в полном объеме, так как лишены возможности справедливого распределения средств областного бюджета. Жилищный фонд, требующий капитального ремонта, составляет примерно 60%. При этом сама власть мешает развитию конкуренции в сфере ЖКХ. Как следствие – цены на коммунальные услуги растут, а их качество ухудшается. Все районы Московской области перешли на 100-процентную оплату жителями услуг ЖКХ. Но после этого ситуация не улучшилась, как обещали «реформаторы» ЖКХ, а ухудшилась.
Стоимость услуг ЖКХ по Области в 1,5–2 раза выше, чем в Москве. Самые высокие тарифы – в городах Рошаль и Климовск. Что предлагает «ЯБЛОКО»?
• Тарифы муниципальных образований не должны превышать установленного законом предельного уровня цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию и на услуги по ее передаче.
• При утверждении тарифов на очередной период проводить общественные слушания и обеспечить открытость утвержденных тарифов, размещая данные о структуре затрат, покрываемых тарифом, в СМИ и на официальных сайтах регулирующих органов в Интернете. Тогда «вылезут» необоснованные траты, за которые сегодня заставляют платить потребителя.
• Обязать коммунальные монополии (Водоканал, Мосэнерго и т.д.) проводить конкурсы на закупку сырья и материалов, а также на дорогостоящие работы обслуживающих их подрядных организаций.
Одни только эти меры позволят «отжать» из тарифов «откаты» чиновникам и привести к снижению цены коммунальных услуг. Кроме того, необходимо:
• законодательно обязать поставщиков коммунальных услуг устанавливать счетчики в квартирах граждан, как минимум, малоимущих. Для граждан, установивших счетчики за свои деньги, делать временную скидку на соответствующую услугу.
Но и этого недостаточно. Нужно постепенно уходить от сверхцентрализованной структуры энерго- и теплообеспечения Области, не только крайне неэффективной, но и дорогостоящей.
Развитие малой энергетики. Альтернатива сверхцентрализованной и затратной системе РАО «ЕЭС» заключается в строительстве муниципальных генерирующих станций мощностью от 10 до 150 МВт, обеспечивающих минимальные потери и затраты на транспортировку электрической и тепловой энергии к потребителю. Такие станции чрезвычайно популярны во всем мире.
Московская область испытывает острый дефицит в электроэнергии, что тормозит дальнейшее развитие региона. Сейчас ей не хватает примерно 4 ГВт мощностей. Муниципальные станции, в которых генерация энергии производится на современных комбинированных поршневых установках, могут решить проблемы с этим дефицитом в течение двух-трех лет. Программа их строительства обойдется в 10–15 раз дешевле, чем продолжение развития большой энергетики. КПД таких установок примерно на 20% выше, чем у парогазовых турбин, используемых в большой энергетике, а себестоимость 1 КВт/ч – на 40% ниже. При этом малая энергетика не требует затрат на дальнюю транспортировку, то есть не нуждается в многокилометровых сетях и их ремонте, бесконечно раздувающем тарифы.
Помимо очевидного снижения тарифов для потребителя, малая энергетика несет ему еще одну выгоду – независимость от гигантской энергетической монополии – РАО «ЕЭС», и ее подразделения – Мосэнерго, которые сегодня взвинчивают тарифы на электричество и тепло за счет монопольного навязывания своих посреднических услуг.
Чем может помочь Москва? Она может выделить средства на развитие малой энергетики во всем Московском регионе. Это обойдется ей намного дешевле, чем строительство новых гигантских мощностей для восполнения энергодефицита в самой Москве.
Восстановление обязательств государства (муниципалитета) по финансированию капремонта. В соответствии со статьей 16 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт своего дома. Однако данная статья Законом «О введении в действие Жилищного Кодекса» признается утратившей силу с 1 января 2007 года, что является односторонним отказом государства от исполнения обязательств по капремонту. Таким образом, собственники жилых помещений обязываются вносить плату за капремонт независимо от возраста дома, что должно, начиная с 2007 года, привести к резкому росту платы за жилье.
В июне прошлого года Галина Хованская, возглавляющая список «ЯБЛОКА» на выборах в Московскую областную Думу, провела через Государственную Думу пакет поправок к Жилищному кодексу и сопутствующим законам. Согласно одной из поправок Хованской, статья 16 закона о приватизации восстанавливается в полном объеме. Капитальный ремонт домов вменяется в обязанность бывшего наймодателя (органа государственной власти, органа местного самоуправления), возникшую до введения в действие Жилищного кодекса. Эта обязанность должна сохраняться до момента исполнения капремонта. В случае окончательного принятия поправок Хованской плата за капремонт перестает быть кошмаром для владельцев приватизированных квартир и не станет дополнительным фактором роста цен на коммунальные услуги.
2. Как сделать доступным новое жилье?
Несмотря на бодрые рапорты федеральных чиновников о реализации национального проекта «Доступное жилье», граждане России о доступном жилье пока ничего не знают. Жители Московской области – не исключение. Причина неудачи проекта в том, что его авторы сделали главный упор на снижение ставок ипотечных кредитов. Но эта мера способна сделать жилье более доступным менее чем для 5% весьма обеспеченных семей. У остальных, даже при снижении процентов на ипотеку, не хватит денег ни на стартовый взнос, ни на последующие выплаты. Потому что средние доходы в России и Подмосковье очень низкие.
Между тем проблема стоит очень остро. На территории Области находится около 8 тысяч ветхих домов, в которых проживает более 60 тысяч семей численностью около 150 тысяч человек.
На этом фоне крайне неудовлетворительным выглядит финансирование областной программы «Ветхое жилье». А ведь существует еще многотысячная очередь нуждающихся в жилье, которая продвигается крайне медленно.
«ЯБЛОКО» считает: при столь низких доходах населения главный акцент в программе «Доступное жилье» надо делать не на облегчении ипотеки (хотя и это важно), а на расширении строительства бюджетного (муниципального) жилья. Для этого необходимо:
• постоянно наращивать финансирование программы «Ветхое жилье» по сравнению с уровнем 2007 года;
• проводить открытые конкурсы по реализации государственного и муниципального заказа на строительство бюджетного жилья – с целью снижения его стоимости и увеличения качества;
• увеличить бюджетные инвестиции, направляемые на капитальные вложения в развитие инфраструктуры в целях подготовки строительных площадок, отвечающих требованиям инвесторов по инженерной, транспортной, деловой и социальной инфраструктуре;
• выделять целевые средства в бюджете для предоставления субсидий и приобретения жилья очередниками, а также на оказание помощи в приобретении жилья молодым семьям.
Как решить проблему обманутых дольщиков? Государство в лице органов власти Области должно официально признать свой долг перед ними и срочно приступить к строительству для них жилья по следующей схеме. Проводятся конкурсы на размещение госзаказа среди строительных компаний, готовых ограничиться минимальной нормой прибыли; обманутые дольщики доплачивают разницу между потерянными ими суммами и себестоимостью жилья на сегодняшний момент; разница между себестоимостью и продажной ценой в рамках госзаказа оплачивается из областного бюджета.
Чем может помочь Москва? Она может участвовать в финансировании строительства жилья в Подмосковье для нуждающихся в нем жителей как Москвы, так и Области.
III. ЭКОНОМИКА, ЗАНЯТОСТЬ И БОРЬБА С БЕЗРАБОТИЦЕЙ
Цель «ЯБЛОКА» в сфере занятости – рост количества рабочих мест с достойным уровнем заработной платы, развитие промышленности и сельского хозяйства.
Официальный уровень безработицы в Московской области составляет 2%, а реальный уровень – 30%. Многие жители Подмосковья вынуждены ездить на работу в Москву. Средняя заработная плата на 30% ниже средней заработной платы в Москве, при этом стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину ниже, чем в Москве, всего лишь на 15%. Средняя заработная плата учителя на тридцать процентов ниже, чем в Москве. Это очевидное нарушение прав на равную оплату за равный труд. Для устранения этой дискриминации необходимо за счет бюджета Московской области:
• увеличить прожиточный минимум и минимальную заработную плату;
• поднять зарплату бюджетникам: учителям, врачам (в том числе специалистам), работникам культуры. Разумеется, одних только мер, осуществляемых за счет бюджета, недостаточно. Необходимо придать мощный импульс развитию экономики – через привлечение инвестиций в промышленность, производство высоких технологий и сельское хозяйство.
1. Промышленность. Используя потенциал такого гигантского потребительского рынка, которым является Московский регион, крайне перспективно привлекать инвестиции в создание предприятий АПК, производство стройматериалов, телекоммуникации, развитие потребительского рынка.
2. Наука и высокотехнологичные производства. Московская область может намного более эффективно чем сегодня использовать огромный интеллектуальный потенциал своих наукоградов, предприятий авиационной и космической промышленности, а также ВПК. Для этого соответствующие предприятия Подмосковья должны получать реальную поддержку из федерального и областного бюджетов. С целью предотвращения «утечки умов» и привлечения в эти отрасли новых кадров должны быть созданы особые условия для ученых и высококвалифицированных работников. Речь идет не только о соответствующем уровне заработной платы, но и о высокой степени защиты авторских прав на продукты научно-инновационной деятельности: изобретения, открытия, идеи, методы и т.д. Авторам этих продуктов должно быть гарантировано участие в прибылях от реализации основанной на них продукции высокотехнологичных производств. Крайне важно расширение поддержки наукоградов – как в количественном, так и в качественном отношениях. На базе наукоградов надо создавать технопарки, в рамках которых должно осуществляться взаиморазвивающее сотрудничество науки, вузов и высокотехнологичных производств.
Вся эта деятельность может осуществляться только при поддержке государства на федеральном и областном уровнях, в том числе – путем размещения государственных заказов для научных и научно-промышленных объединений.
3. Сельское хозяйство. При всей высокой степени урбанизации Подмосковья сельское хозяйство сохраняет потенциально высокую рентабельность ввиду близости такого огромного рынка потребления сельхозпродуктов как Москва. Для развития сельского хозяйства области необходимо:
• финансирование инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов;
• льготное кредитование покупки племенного скота и сельскохозяйственной техники;
• увеличение ассигнований бюджета на ускоренное развитие животноводства;
• стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе, в том числе малых перерабатывающих предприятий;
• стимулирование личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств путем предоставления субсидий и льготных кредитов из бюджета Области;
• привлечение широкого круга организаций различных отраслей экономики Московской области, российских и иностранных инвесторов, финансовых, научных и проектных организаций с целью ускорения создания высокооплачиваемых рабочих мест.
4. Землепользование. Развитие промышленности и сельского хозяйства в Подмосковье тормозится в связи с обострением проблемы землепользования. До настоящего времени отсутствует цивилизованный гражданско-правовой оборот земельных участков, а земля так и не стала полноценным рыночным активом, работающим на привлечение инвестиций в экономику – как в сельское хозяйство, так и в промышленность.
Основными причинами низких темпов земельной реформы являются затягивание процесса слияния в единый объект недвижимости приватизированных зданий, строений и сооружений и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, на которых они расположены, незавершенность процедуры разграничения государственной собственности на землю, формирования государственного земельного кадастра и использования государственной кадастровой оценки земельных участков. Как следствие возникают конфликты, связанные с переделом прав на землю. Необходимо:
• восстановить и жестко гарантировать все законные права граждан, проживающих в Области, на землю – под домами и приусадебными участками, загородными дачными владениями;
• обеспечить реальный возврат земельных долей бывших колхозников и совхозников – в виде конкретных земельных участков, либо (по выбору) адекватной денежной компенсации;
• незаконно застроенные земли вернуть правомочным собственникам с компенсацией затрат и возбуждением судебных дел против должностных лиц, выдавших незаконные разрешения, и без компенсации – в случаях самозахвата;
• ускорить процесс разграничения собственности на землю, для чего осуществить скорейшее принятие законопроекта, направленного на упрощение процедуры разграничения, определение критериев отнесения земельных участков к конкретному уровню собственности;
• проводить межевание земельных участков, предоставленных гражданам, за счет бюджета области;
• сократить сроки формирования сведений о земельном участке до стадии государственной регистрации права собственности на земельный участок.
Чем может помочь Москва? Она должна инвестировать больше средств в создание на территории области предприятий, создающих инфраструктуру жизнеобеспечения столицы. Речь идет о предприятиях пищевой промышленности, которые будут закупать продукцию у подмосковных сельхозпроизводителей, других предприятий легкой промышленности, заводах по производству стройматериалов и т.д.
Москва обязана реализовать давно объявленную программу вывода за пределы города ряда промышленных предприятий. Речь не идет об экологически «грязных» производствах, которые не нужны ни Москве, ни Области, а потому подлежат сворачиванию.
IV. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Цель «ЯБЛОКА» в социальной сфере – повышение пенсий и социальных выплат.
1. Повышение пенсий.
Нищета пенсионеров давно уже является национальным позором России. «ЯБЛОКО» предлагает систему срочных мер, которые позволили бы увеличить долю пенсий в ВВП с нынешних 6 до 12%, что соответствует показателям стран Восточной Европы. Но для этого нужны радикальные меры. Предложение «ЯБЛОКА» – создать наряду с Пенсионным фондом «Фонд старшего поколения», куда должны идти дивиденды государства от акций крупнейших монополий (Газпрома, Роснефти, Транснефти и т.д.), а также часть доходов от экспорта нефти и газа. Пусть в результате уменьшатся размеры Стабилизационного фонда, но зато нынешнее поколение пенсионеров сможет получить ощутимый выигрыш от нынешнего рекордного роста цен на нефть. И это оправдано не только с моральной, но и с экономической точки зрения. Дело в том, что старшее поколение традиционно ориентировано как на хранение сбережений в Сбербанке, так и на приобретение преимущественно отечественных товаров и услуг. Таким образом, рост платежеспособного спроса будет сбалансирован увеличением сбережений и ростом предложения со стороны внутреннего производителя, что исключает всплеск инфляции.
Еще одна цель «ЯБЛОКА» на федеральном уровне – ликвидировать пропасть, возникшую между пенсионным обеспечением чиновников и всех остальных граждан.В стране должна быть создана единая пенсионная система, в которой самые большие пенсии должны расти одновременно с самыми маленькими.
В Московской области установлена ежемесячная доплата к пенсии для доведения размера пенсий с учетом компенсаций, повышений и надбавок до 1500 рублей в месяц, в то время как прожиточный минимум пенсионера составляет 2831 рубль. Столь низкие пенсии – преступление по отношению к пенсионерам.
«ЯБЛОКО» считает, что выявление дополнительных средств в областном бюджете (которые появятся при реализации разделов I и III этой программы) должно отразиться в первую очередь на пенсионерах. Мы ставим своей целью за 2 года, то есть до 2010 года, повысить среднюю пенсию в 2 раза по сравнению с 2007 годом. Это потребует:
1) увеличения прожиточного минимума пенсионера до уровня московского, который к этому времени будет составлять 5 тысяч рублей;
2) повышения средней областной пенсионной надбавки в 2 раза;
3) одновременного двукратного повышения выплат ветеранам войны и труда, труженикам тыла, инвалидам и репрессированным.
Чем может помочь Москва? У фракции «ЯБЛОКО» – ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ» в Мосгордуме есть реальный опыт выявления дополнительных доходов в бюджете и борьбы за направление этих средств на повышение пенсионных надбавок. Этим опытом москвичи обязательно поделятся с областными коллегами.
2. Здравоохранение.
Программная цель «ЯБЛОКА» – качественная бесплатная медицина для всех.
С началом реформ в 1990-е годы началось разрушение национальной системы здравоохранения. Это привело к резкому ухудшению и социального положения медицинских работников, и доступности и качества медицинских услуг. Демографическая ситуация в Московской области характеризуется низкой рождаемостью и высоким уровнем смертности.
Особенно тревожит высокий уровень детской смертности. В области реформирования здравоохранения «ЯБЛОКО» считает необходимым прежде всего:
• выгнать из государственной медицины вороватые фонды медицинского страхования, оставив их только для обслуживания частных клиник и дорогостоящих видов медицинской помощи. Общественные больницы и поликлиники, обеспечивающие базовый пакет медицинских услуг, финансировать напрямую из бюджета;
• повысить заработную плату врачам, в том числе врачам-специалистам, решить социальные проблемы и повысить статус медицинских работников;
• ужесточить ответственность за недобросовестное отношение к своим обязанностям, а практику поборов и вымогательства в учреждениях здравоохранения приравнять к должностным преступлениям;
• обеспечить реальное покрытие медицинским страхованием (путем развития дополнительного страхования сверх системы государственного медицинского страхования);
• не допускать сокращения фельдшерских пунктов в отдаленных районах;
• ввести практику закупки лекарств больницами и аптеками у производителей напрямую через лекарственные биржи (эта мера ликвидирует паразитические цепочки посредников и резко снизит цены на лекарства);
• обеспечить полную доступность льготных лекарств;
• создать систему тестирования пищевых продуктов на опасное для здоровья содержание пестицидов, микотоксинов, генетически модифицированных продуктов и других вредных веществ.
3. Образование.
Цель «ЯБЛОКА» – обеспечение бесплатного качественного образования, доступ к которому не зависит от дохода семьи.
В 1990-е годы система образования стала все меньше отвечать современным потребностям развития страны, запросам общества и государства. Растут цены на дошкольное образование и воспитание. Участились случаи формальных и неформальных поборов в школах. Больше половины студентов обучаются на платной основе, при этом практически отсутствуют механизмы государственной поддержки, позволяющие получать высшее образование детям, родители которых не имеют высоких доходов. Объявлено о сокращении числа бюджетных мест в вузах. Власть в Подмосковье, как и в целом в стране, демонстрирует хроническое невнимание к образованию. «Утечка мозгов» приобрела характер национального бедствия, педагогические работники получают зарплату, едва обеспечивающую физическое выживание. «ЯБЛОКО» предлагает кардинальную модернизацию системы образования, в результате которой станет возможно:
• повысить оплату труда, социальные гарантии и престиж профессии педагога, воспитателя детского сада, повысить областные надбавки к зарплате учителей в 3 раза к 2009 году;
• перейти на систему адресной социальной поддержки учащихся и студентов из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• обновить содержание образования, ускорить информатизацию обучения, распространение компьютерной грамотности и знания иностранных языков, усиление социально-правового образования;
• обеспечить все школы бесплатными учебниками, наглядными пособиями, современным учебным оборудованием;
• разрабатывать программы по сохранению здоровья молодежи, предупреждению распространения в молодежной среде насилия, нравственной распущенности, наркомании;
• развивать систему школ здоровья, дистанционного образования;
• прекратить поборы с родителей в детских учреждениях;
• создавать спортивные секции и строить спортивные сооружения;
• развивать в школах систему дополнительного образования – кружки, секции, музыкальные и танцевальные классы и т.д.;
• создавать и оборудовать детские площадки в городах Московской области;
• развивать программу «Одаренные дети».
Чем может помочь Москва? Она может организовать подготовку преподавательских кадров для Подмосковья в своих научно-методических центрах; содействовать развитию информационной среды образования, в том числе освоению компьютерных обучающих программ; подключить подмосковные школы к московским проектам «Одаренные дети» и «Школа будущего».
4. Помощь детям.
«ЯБЛОКО» считает необходимым ввести специальную областную надбавку в 500 рублей к ежемесячному пособию по уходу за ребенком.
5. Решение социальных проблем военнослужащих и призывников.
«ЯБЛОКО» считает необходимым:
• срочно решить проблему «бесквартирных» офицеров за счет совместных программ Области и Министерства Обороны РФ;
• решить вопрос о передаче бывших военных городков муниципальным образованиям, добиться от Министерства обороны РФ выделения средств на капитальный ремонт жилищного фонда бывших военных городков;
• добиться права приватизации жилья военными в военных городках наряду с остальными гражданами (это одна из поправок Галины Хованской в Жилищный Кодекс);
• разработать и внедрить программу юридической помощи военнослужащим и призывникам, живущим в Области;
• добиться включения в призывные комиссии представителей общественных организаций, создания родительских комитетов при войсковых частях.
V. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
Главная цель «ЯБЛОКА» в сфере экологии – увеличить среднюю ожидаемую продолжительность жизни жителя Подмосковья к 2011 году на 1,5 года за счет сокращения экологически зависимых заболеваний и смертности.
7 из 10 жителей Подмосковья живут в неблагоприятных для здоровья экологических условиях. Один из четырех – в опасной экологической обстановке. Очистными сооружениями не улавливается более 65% стационарных выбросов в атмосферу, 57% сточных вод сбрасываются недостаточно очищенными или без очистки. Опасно загрязнены грунтовые и подземные воды, почвы. Легально утилизируется лишь малая часть отходов Москвы и Области.
Вокруг Балашихи, Воскресенска, Дзержинска, Истры, Клина, Коломны, Ликино-Дулева, Львовского, Люберец, Мытищ, Подольска, Сергиева Посада, Серпухова, Электростали, Щелкова, Щербинки и 30 других городов Подмосковья возникли устойчивые очаги экологического неблагополучия. Проведенные исследования показывают, что загрязнение среды ведет к росту числа спонтанных абортов и мертворождений, патологий беременности и родов, врожденных пороков развития, различных форм рака, к нарушениям иммунитета, сердечно-сосудистым, нервным и другим заболеваниям. От загрязнения воздуха, воды и почв в Подмосковье ежегодно преждевременно гибнет больше людей, чем от транспортных катастроф и отравления алкоголем.
В результате уплотненного (точечного) строительства и застройки скверов, парков и городских лесов сокращается площадь зеленых насаждений в городах Подмосковья. Ухудшает экологическую ситуацию для большинства жителей области коттеджное строительство по берегам рек и озер, в пригородных лесах. Ежегодный ущерб здоровью населения и природе Подмосковья сравним с приростом ВВП.
Что делать? Необходимо разработать и принять «Концепцию экологической политики Подмосковья» как документ, который должен обязательно учитываться при принятии любых хозяйственных и других решений. В такой Концепции должны быть сформулированы стратегические и тактические цели и задачи, в том числе:
• Разработать к 2008 году программу «Экология и здоровье». Развивать систему эколого-гигиенического мониторинга для определения экологических рисков здоровью граждан.
• Установить санитарно-защитные зоны у всех опасных предприятий, и принять меры по организации переселения проживающих в этих зонах.
• К 2010 году добиться сокращения на 15% стационарных выбросов в атмосферу и на 25% – сбросов недостаточно очищенных сточных вод.
• К 2010 году обеспечить нормативное качество питьевой воды в городах Подмосковья по микробиологическим и химическим показателям для 90% проб (в 2005 году – 75%). Разработать и принять закон «О питьевой воде».
• Не допускать строительства в сложившихся городских районах без учета экологической ситуации и мнения жителей. Прекратить точечную (уплотнительную) застройку на сложившихся жилых территориях. При строительстве жестко соблюдать нормы инсоляции, озеленения, сохранять детские и спортивные площадки, площадки для выгула животных.
• За счет бюджета Области обеспечить строительство бесплатных общественных туалетов.
• Запретить строительство и эксплуатацию торговых, жилых и производственных объектов без полного обеспечения парковочными местами.
• К 2008 году остановить сокращение площади зеленых насаждений в городах, а к 2010 году – добиться увеличения этих площадей.
• Установить полный контроль над всеми стационарными загрязнителями воздуха и воды в области. Обеспечить доступ