Предложенияпо изменению системы работы с обращениями граждан (разработано во исполнение поручения Президента РФ Совету при Президенте).Неудовлетворительная работа с обращениями обращений граждан подрывает доверие к власти, снижает востребованность правовых механизмов решения политических, социальных и правовых конфликтов и споров, увеличивает риск криминальных и экстремистских способов их разрешения. Обращения граждан чаще всего рассматриваются не по существу, исполнитель руководствуется в первую очередь желанием не стать объектом начальственного гнева, а не решить вопрос по существу. Мониторинга качества рассмотрения обращений в органах власти и местного самоуправления не ведётся. Лица, виновные в уклонении от рассмотрения жалоб или их рассмотрения не существу, не выявляются и какой – либо ответственности не несут. Общественного контроля за процедурой и результатом рассмотрения обращений граждан не существует. Механизмы судебного контроля и прокурорского надзора работают или работают в явно недостаточно, не обеспечивая приоритета прав человека над интересами ведомств и должностных лиц. Для исправления ситуации считаю необходимым: В пункте 6 статьи 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан», запрещающем направлять обращения тем должностным лицам, действия которых обжалуются, запретить также направлять обращения в адрес подчиненных им должностных лиц. В настоящее время такой запрет отсутствует, чем активно пользуются должностные лица, например сотрудники органов прокуратурыДополнить Уголовный Кодекс РФ статьей 140-1 УК РФ «Преследование за критику или подачу обращения в органы государственной власти, местного самоуправления, должностным лицам, негосударственные организации, межгосударственные органы, если такое преследование причинило существенный ущерб».Пункт 2 статьи 9 закона, предусматривая возможность рассмотрения заявления с выездом на место, не предусматривает права заявителя на личное либо через своего законного представителя участие в проверке и рассмотрении жалобы. Предлагается такую возможность предусмотреть.В пункте 4 части 1 статьи 10 Федерального Закона предусмотреть обязанность субъектов рассмотрения обращений мотивировать принятое решение, излагать основания, по которым это решение было принято, часть 1 дополнить пунктом об обязанности знакомить заявителей с материалами и заключениями проверки по их требованию.Пункт 2 ст. 5 о том, что нельзя ознакомиться с материалами проверки, если это затрагивает права иных лиц, фактически исключает возможность для гражданина ознакомиться с документами и материалами проверки, так как практически любое обращение «затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц». Предлагается изменить эту норму, предусмотрев, что ознакомление с материалами проверки не производится, если это нарушает права и свободы иных лиц; в таком случае заявителю предоставляются материалы проверки без ознакомления с материалами, знакомство с которым может нарушить права и свободы иного лица. Предусмотреть, что, если при личном приёме гражданин не имеет документа, удостоверяющего личность, то в приеме ему не отказывается, а принимается собственноручное заявление об отсутствии соответствующего документа. Законодательно предусмотреть институт обращений граждан, рассматриваемых в срочном внеочередном порядке, дополнив статью 12 Федерального Закона следующей номой: «Если заявление носит срочный характер, то есть его рассмотрение в указанные выше сроки способно причинить существенный и необратимый ущерб правам, свободам и законным интересам граждан, то такое заявление рассматривается незамедлительно, а при невозможности такого рассмотрения – не позднее, чем в 5 – дневный срок»Законодательно предусмотреть институт обращений граждан, не требующих проверки, дополнив статью 12 Федерального Закона следующей номой: «Если заявление не требует проверки либо требует текущего выхода на место, то заявление рассматривается незамедлительно, а при невозможности такого рассмотрения – в десятневный срок».Так как статья 14 Федерального закона о контроле за соблюдением законодательства о рассмотрении обращений граждан носит общий, декларативный и неконкретный характер. Предлагается дополнить её записью о том, что «руководители органа государственной власти и местного самоуправления несут личную ответственность за организацию работы по рассмотрению граждан».Так как ст. 13 закона не предусматривает право граждан на их прием в удобном для них месте и удобное для них время, предлагается дополнить часть 1 статьи 13 закона записью о том, что: «Прием граждан, как правило, проводится в удобное для них время и в удобном для них месте».Так как закон не предусматривает возможности общественного контроля за рассмотрением жалоб, предлагается дополнить статью 14 частью второй следующего содержания: «Общественные объединения в установленном законом порядке вправе осуществлять общественный за контроль за рассмотрением обращений граждан.»В пункте 1 ст. 5 закона заявителю предоставляется право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, однако не указано, в каком случае такое истребование является необходимым. Предлагается дополнить эту норму словами «Истребование документов и материалов является обязательным, если их отсутствие может привести к неполноте, необъективности, односторонности рассмотрения, воспрепятствовать восстановлению или защите прав, свобод и законных интересов граждан».Статью 5 предлагается дополнить пунктом о том, что заявитель вправе пользоваться пользоваться помощью адвоката, доверенного лица, общественного объединения.Дополнить статью 10 положением о том, что «При наличии в обращении нескольких доводов рассматривается каждый из них».В статье 14 предусмотреть, что «Материалы о результатах рассмотрения обращений, имеющих повышенное общественное значение, а также анализ и обобщение обращений граждан, поступивших в органы власти, должны доводиться до граждан путем публикации в СМИ отчетов органов власти (должностных лиц, органов самоуправления) в средствах массовой информации.»20) Дополнить закон новой статьей следующего содержания: «Принципы рассмотрения обращений граждан. Обращения граждан рассматриваются на принципах: приоритета норм Конституции и международных договоров с участием России над нормами федеральных нормативно – правовых актов;направленности процесса и результатов рассмотрения обращений граждан на восстановление, защиту и обеспечение прав, свобод и законных интересов граждан;открытости и гласности рассмотрения обращений граждан;Ответственности органов власти и должностных лиц за нарушение прав, свобод и законных интересов граждан».21) Статью 10 Закона дополнить словами:«Ответственность за утрату обращения гражданина несет и восстановление обращения и приложенных к нему материалов производит тот орган власти, местного самоуправления или должностное лицо, которые допустили утрату обращения»;в каждом органе и местного самоуправления на одно из подразделений возлагает оперативный контроль и анализ работы с заявлениями, определение показателей такой работы, в том числе связанного с количеством обращений, по которым были приняты положительные решения.23) Предусмотреть, что в Администрации Президента Российской Федерации, а также в администрациях глав субъектов РФ создаются органы по контролю за качеством рассмотрения обращений граждан в органах власти федерального и регионального органа, а также органах местного самоуправления, которые вправе возбуждать административное производство при обнаружении признаков административного правонарушения. 24) В качестве механизма контроля за качеством рассмотрения жалоб предусмотреть, что каждое ведомство обязано обеспечить аккредитацию гражданских активистов, обладающих знаниями, навыками и репутацией для анализа жалоб граждан и качества их рассмотрения, которые вправе на бесплатной основе дать заключение на предмет качества и полноты рассмотрения обращения, его соответствия ст. 18 Конституции РФ, для повышения качества рассмотрения жалоб. 25) Внести изменение в указ Президента РФ от 28 июня 2007 г. N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», предусмотрев в качестве одного из критериев оценки качество рассмотрения обращений граждан по оценке самих заявителей. В основу предложений положены материалы круглого стола по оценке законопроекта «О порядке рассмотрения обращений граждан», не воспринятые законодателем при работе над законом, предложенные в 2007 году членом СПЧ Андреем Бабушкиным и членом ОП РФ Марией Слободской.