Еще шесть человек заявили о своем решении выйти из Президентского совета по правам человека в связи с возвращением на этот пост Владимира Путина. Совет покинут журналист Леонид Радзиховский, президент Института национального проекта "Общественный договор" Александр Аузан, президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, директор Института гуманитарного развития мегаполиса Татьяна Малева и глава Центра этнополитических и региональных исследований Эмиль Паин. Таким образом, вакантными в совете окажутся сразу девять мест, поскольку ранее еще три члена совета отказались работать с Владимиром Путиным. Глава совета Михаил Федотов заявил, что, скорее всего, также покинет свой пост как "не справившийся со своими обязанностями". О происходящем в Президентском совете по правам человека в интервью РС рассуждает глава правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов: – Мы с Сергеем Адамовичем Ковалевым не так давно нашим коллегам из совета направили письмо, в котором высказали мнение, что находиться в этом совете, при этом президенте, пришедшем к власти в условиях продолжающегося массового протеста против фальсификаций выборов, с нашей точки зрения, неправильно. Я не знаю, что именно подвигло наших коллег на выход из этого совета, но мне кажется, что они сделали верный выбор. Это не значит, что мы поссоримся или перестанем взаимодействовать с теми, кто останется в совете. Я буду также уважительно относиться к моим коллегам по правозащитной работе, но, на мой взгляд, правильный выбор сделали те, кто покинул совет.– Возможно ли, в принципе, эффективное существование правозащитного органа в официально очерченных рамках? Есть ли примеры положительного сотрудничества власти и правозащитников? – На мой взгляд, взаимодействие общественных правозащитников с властью в определенных, заранее очерченных рамках, возможно. Любой общественный совет при любом государственном органе всегда работает в определенно очерченных рамках, и те, кто туда идет, всегда отчетливо это понимает. На мой взгляд, было немало позитивных примеров подобного взаимодействия – в Государственной Думе была масса экспертных советов по разработке законодательных инициатив, в которых я и мои коллеги довольно тесно сотрудничали с властью. Можем вспомнить и совет Российской Федерации в первые годы новой демократической России, в котором комитет по правам человека возглавлял Сергей Адамович Ковалев. При этом комитете правозащитники сотрудничали с властью вполне эффективно, была разработана и внедрена в жизнь масса правовых норм, касающихся вопросов прав человека. Вопрос в том, готова ли власть действительно взаимодействовать с правозащитниками или это лишь очередные потемкинские деревни. Поэтому вопрос о возможности взаимодействия независимых общественных сил с властью в значительной мере зависит от поведения власти.– То есть этой власти правозащитники не доверяют? – Я не могу сказать за всех правозащитников, но я могу сказать четко, что этой власти мы – я и мои коллеги – действительно не доверяем, но вопрос о взаимодействии должен решаться в каждом конкретном случае. С данным президентом, в рамках данного совета, мне кажется, взаимодействие просто бессмысленно и неэффективно. Это не значит, что невозможны какие-то иные формы работы.