В ЖЖ на странице "Московская Область" опубликованно интервью А. Ходова, председателя Контрольно-счётной палаты М.О., под названием: "Мы готовимся к внедрению", где он публично объявляет, что по результатам проверки никаких серьёзных выводов сделано не будет и бюджет можно пилить и не опасаясь последствий и дальше, как это было при Громове, с "отходом" в страны "вероятного противника". Аминь. Вот текст этого шедевра - anticormo :С 2014 года подмосковное правительство переходит на трехлетнее бюджетное планирование. Причем бюджет, в отличие от прежних лет, станет программным. О том, как в этом случае будут контролировать его исполнение, обозревателю «Подмосковья» Алексею ПЕТРЕНКО рассказал председатель Контрольно-счетной палаты Московской области Александр ХОДОВ. – Александр Александрович, каковы итоги исполнения бюджета Московской области за 2012 год? – Да, с докладом о работе Контрольно-счетной палаты Московской области, в том числе и по контролю над исполнением бюджета в 2012 году, я выступил в Московской областной Думе 4 апреля. Недостатков обнаружили более чем на 11 миллиардов 446 миллионов рублей. Нарушения почти на два миллиарда рублей удалось устранить еще в ходе контрольных мероприятий. Для сравнения: в 2011 году цифра вскрытых нами нарушений была значительно меньше – 1 миллиард 261,4 миллиона рублей.– Чаще стали нарушать бюджетную дисциплину или вы более жестко спрашиваете с нарушителей?– Мы всегда спрашивали и спрашиваем одинаково строго. Увеличение количества нарушений прежде всего стало следствием роста числа проверенных нами объектов. Этому, в свою очередь, способствовало принятое губернатором и Мособлдумой решение об увеличении численности Контрольно-счетной палаты, что позволило создать еще одну инспекцию и ввести должность пятого аудитора. Кроме того, с созданием контрольно-счетных органов в муниципальных образованиях мы стали проводить совместные контрольные мероприятия по проверке использования денег, выделяемых из областного и местных бюджетов. Нарушений немало – от требований Бюджетного кодекса Российской Федерации до положений Федерального закона «О бухгалтерском учете» и прочих нормативных правовых актов, регулирующих вопросы учета и отчетности. – Приведите наиболее характерные примеры.( Свернуть )– В сельских поселениях Селковское и Шеметовское Сергиево-Посадского муниципального района сдали в эксплуатацию пять блочных модульных газовых котельных стоимостью 131 миллион 250,2 тысячи рублей, не подключив их к сетям газоснабжения. В результате на начало проверки обеспечение теплоснабжением жителей в пяти населенных пунктах осуществлялось от старых котельных, работающих на жидком топливе. И до сих пор в связи с отказом ООО «Газпром трансгаз Москва» поставлять газ в одну из этих котельных – в поселке Каменки (Башенка) новая котельная не введена в эксплуатацию. Кроме того, выборочные контрольные обмеры строительно-монтажных и иных работ по строительству двух блочных модульных газовых котельных установили завышение стоимости выполненных и оплаченных работ на 4 миллиона 458,4 тысячи рублей. Общий объем финансовых нарушений, выявленных в процессе проверки, превысил 740 миллионов рублей. – Весной подмосковные дороги нередко выглядят, как после бомбежки: все в ямах и рытвинах. А ведь в Московской области существует долгосрочная целевая программа «Дороги Подмосковья». Как ее выполняют, проверяли? – Проверяли и пришли к выводу, что мероприятия, которые были проведены в подразделениях дорожной отрасли Московской области, а также то, что она долгое время оставалась без руководства, не способствовали повышению эффективности реализации программы, а в итоге привели к существенному росту затрат. До сих пор, например, унитарные предприятия дорожной отрасли не переданы от Управления «Мосавтодор» в ведение Главного управления дорожного хозяйства. Некоторые предприятия приобретали материальные средства для строительства и ремонта дорог, оплачивали проектные и иные работы по завышенным расценкам и, наоборот, себе в убыток кредитовали партнеров. Так, ГУП МО «Московский областной дорожный центр» сдавало специальную дорожную технику и оборудование в аренду коммерческим организациям по заниженным ценам, большая часть этого оборудования находилась в залоге у банков-кредиторов. А Управление «Мосавтодор» только за 2011 год потратило на уплату штрафов, пеней и выплат по исполнительным листам 11 миллионов 104,6 тысячи рублей. Но и это не все. В бюджетном учете «Мосавтодора» числились расходы, связанные с предусмотренными программой, но нереализованными проектно-изыскательскими работами на 2 миллиарда 250 миллионов 573,3 тысячи рублей! Причем это в отчетности отражено не было.– Неужели в Московской области так много сфер, в которых неэффективно тратят бюджетные средства?– Нарушений действительно немало. Но это не значит, что те, от кого зависит качественное исполнение бюджета области, повсеместно расходуют деньги неэффективно. Как я говорил, нарушений в расходовании бюджетных средств мы нашли на 11 миллиардов 446,2 миллиона рублей. Но это – 2,5 процента от общей суммы консолидированного бюджета области, доходы которого в 2012 году, по данным областного Минфина, составили более 453 миллиардов рублей. То есть в большинстве случаев наши распорядители бюджетных средств тратят их на полезные для области дела. – Какие именно?– Есть у нас в области долгосрочная целевая программа «Экология Подмосковья на 2011 – 2013 годы». Контрольно-счетная палата проверила законность и результативность расходования денежных средств, выделенных из бюджетов разных уровней в 2011 – 2012 годах на ее реализацию. Не буду говорить, что здесь все идеально – финансовых нарушений мы обнаружили на сумму более 21 миллиона рублей, но увидели и много положительного. В частности, в рамках программы действует подпрограмма «Повышение пожарной безопасности торфяников, расположенных на территории Московской области». Для ее реализации предусмотрены 4,6 миллиарда рублей, выделяемых из федерального бюджета, и более 113 миллионов рублей – из средств бюджета Московской области. Указанные средства в 2011 – 2012 годах пошли на строительство 34 комплексов гидротехнических сооружений для обводнения месторождений торфа. В стадии строительства еще 20 комплексов. В целом сформированная в Московской области система предотвращения природных пожаров показала свою эффективность. Вполне рачительно расходовались средства областного бюджета на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Московской области в 2012 – 2014 годах». В семи муниципальных образованиях мы проанализировали, сколько здесь фактически мест в дошкольных образовательных учреждениях и какова реальная потребность в них. Сложная ситуация в городских округах Железнодорожный – 6085 недостающих мест и Домодедово – 4500 мест, а также в Мытищинском муниципальном районе – 4214 мест. В то же время в Раменском муниципальном районе за счет оптимизации имеющихся площадей удалось сократить дефицит на 1500 мест и практически ликвидировать очередь.Проверили мы и то, как обеспечены дополнительным питанием беременные женщины, кормящие матери и дети в возрасте до трех лет. Убедились: во всех проверенных муниципальных образованиях такое питание организовано – через детские молочные кухни и специальные пункты. Отмечу, в частности, Наро-Фоминский муниципальный район, где не только открыли пункты выдачи питания с большим ассортиментом продуктов, но и заключили договор с местным молокозаводом о выездной доставке продуктов в отдаленные населенные пункты.– В чем причины того, что не все программы выполняются должным образом? – Главная причина – несвоевременное принятие нормативных правовых актов, вносящих изменения в долгосрочные целевые программы либо устанавливающих порядок, условия предоставления и распределение межбюджетных трансфертов. А также отсутствие должного контроля за обоснованностью и законностью расходования бюджетных средств. Относится это как к федеральным, так и к областным ведомствам. Характерный пример. Проверив, насколько законно и результативно используются средства областного бюджета, выделенные на переселение жителей Подмосковья из аварийных домов, мы пришли к выводу, что в 2009 – 2011 годах объемы такого жилья не снизились. Более того, в городских поселениях Дмитров и Деденево Дмитровского муниципального района из аварийного жилищного фонда к началу зимы 2012 года, как это было предусмотрено планом, не было переселено ни одного жителя. Не выполнили свои обязательства в установленные сроки подрядные организации-застройщики в городских поселениях Жилево, Михнево и сельских поселениях Аксиньинское, Семеновское Ступинского муниципального района. Администрации поселений «постеснялись» использовать свое право истребовать неустойку от ООО «Квинтекс» за нарушение сроков выполнения работ в общей сумме 2 миллиона 210,9 тысячи рублей. Эта же компания при строительстве многоквартирного дома не выполнила обязательства на сумму 111 миллионов 341 тысяча рублей и перед администрацией городского поселения Ступино. Произошло все это во многом потому, что в нарушение соответствующих нормативных актов Министерство строительного комплекса Московской области, как оно называлось в то время, не в полном объеме передало, а Министерство имущественных отношений не истребовало документы, определяющие стоимость передаваемого имущества – государственные контракты. В результате стоимость квартир в сумме 1 миллиард 691 миллион 162,4 тысячи рублей в реестре собственности Московской области, а после их передачи и в казне муниципальных образований, отражена не была.– Получается, что в новых условиях бюджетного планирования едва ли не главная функция Контрольно-счетной палаты – научить распорядителей бюджетных средств более жестко контролировать законность и эффективность их расходования подчиненными структурами. Удастся ли? – По-иному уже нельзя. Реализация некоторых программ может занимать даже не три года, а значительно больше. Уже сейчас мы готовимся к внедрению нового вида контроля – стратегическому аудиту, который тесно увязан с проводимой в области и в стране бюджетной реформой, в том числе с увеличением сроков бюджетного планирования. Все это, безусловно, усложнит внешний государственный финансовый контроль, который осуществляет Контрольно-счетная палата. Ведь наши сотрудники в ходе проверок обязаны определить причины нарушений финансовой дисциплины, которые в большинстве случаев связаны с низкой профессиональной подготовкой как непосредственно финансовых работников, так и руководителей проверяемых объектов. Приходится в таких случаях подсказывать, как впредь не допускать ошибок и нарушений. Поэтому мы будем и дальше повышать ответственность распорядителей бюджетных средств за их расходование.