часть I О СУЩНОСТЯХ и СОЗДАНИИ КОРРУПЦИОННОЙ ОСНОВЫ ЖКХ Суть коммунальных услуг: Для потребителя коммунальных услуг важно в любое время дня и ночи (в непрерывном режиме) получить прямо в своем жилище услуги электро--газо-тепло-водо-снабжения и канализации, для его необходим кто-то, кто по системам (трубопроводным, кабельным, проводным) подает под нужным давлением (вольтажем) тот или иной рабочий агент соответствующего нормативам качества. Кто этот кто-то? Это исполнитель коммунальных услуг.Суть жилищных услуг: Для потребителя жилищных услуг важно, чтобы с разумной периодичностью территория очищалась от мусора, вывозились бытовые отходы и проводилась работы по поддержанию работоспособного состояния конструктивных элементов и оборудования, также поддержания чистоты на прилегающей территории и в местах общего пользования. Кто должен заниматься этими уборками и "поддержанием". Кто исполняет жилищные работы и услуги? Будем считать некий исполнитель жилищных услуг. (Отметим где-то в скобках: уровень квалификации жилищных услуг существенно ниже коммунальных).Суть потребительских услуг: У потребителя есть право принять исполнение услуг и оплатить их в согласованные за потребленные объемы в согласованные сроки по согласованной цене. И здесь важно, прямо по Чехову, все: и приемка (с оценкой качества), и замер объемов, и согласованная цена. Но исполнитель любых услуг более изощрен в своем деле, поэтому весь цивилизованный мир оказывает поддержку потребителям в спорах с исполнителем услуг. Именно поэтому создаются службы поддержки потребителей, а законодательство выстраивается на презумпции правоты потребителя.Суть администрирования: У потребителя возникают вопросы взаимодействия с другими потребителями при планировании мероприятий по организации жилищных услуг, расчетов за те или иные виды услуг, контроля качества оказываемых услуг, организации приемки исполнения заказанных услуг. Даже в обществе с привитыми навыками выработки групповых решений - это непросто. Потому что у каждого индивидуума своя жизнь, а может просто не оказаться желания тратить время и интеллектуальные ресурсы (при наличии таковых) на решение пусть незначительных, но общих для проживающих в многоквартирном доме проблем. Мы использование словосочетание "привитые навыки", потому что культуру общения надо прививать. Это часть общей культуры. Великое благо, если на каналах ТВ постоянно рассказывают о важности участия в выработки коллективных решений, об умении выстраивать аргументацию, а также о культуре спора - об умении возразить так, чтобы не обидеть оппонента. Всему этому надо обучать - причем постоянно. Тогда появляется шанс принятия общим собранием разумных решений в принципе, и в яастности - решения о том, какую цену назначить за те или иные услуги, какого подрядчика выбрать, как организовать приемку услуг, и главное - каким путем производить оплату.Суть администрирования платежей состоит в том, чтобы плату за коммунальные услуги отправить исполнителям коммунальных услуг, а плату за жилищные услуги - исполнителям жилищных услуг. А как? Первый вариант. Все исполнители присылают счета или выдают расчетные книжки, а когда наступает время внесения платежей, потребитель оплачивает выставленные счета. Проще ничего не бывает. Но в России граждане считают в основной массе, такую схему неудобной. Лучше оплачивать одну квитанцию. А за удобство надо платить. Тому, кто выставит общий счет, а потом расщепит платеж по исполнителям. Второй вариант. Исполнитель жилищных услуг выставляет общий счет, часть полученных денежных средств оставляет себе, остальные расщепляет по исполнителям коммунальных услуг. Очень удобно, слов нет: заплатил - и спи спокойно. Но сон беспокойный - чувствует гражданин, чтот его грабятИ правильно... Грабят... Отказ от цивилизованной схему оплаты - каждому свое, привел к созданию неслыханной и невиданной нигде разветвленной коррупционной системы ЖКХчасть II ФОРМИРОВАНИЕ в законодательстве КОРРУПЦИОГЕННЫХ ПЛОЩАДОК МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ Потребительское законодательство, а кстати и Гражданский кодекс РФ, исключают посредника при оказании услуг: исполнитель оказывает услуги, потребитель принимает их и оплачивет потребленный объем напрямую исполнителю услуг."Уродливое дитя коррупции" этого не может стерпеть: как это деньги проходят мимо? Проходит поток - надо сделать глоток. А для этого непременно воткнуть посредника. По ныне действующему жилищному законодательству считается нормой платить за коммунальные услуги не тому, кто их оказывает, а тому, кто прорвался на место так называемой управляющей компании (ниже покажем, что такие организации вообще ничем не управляют). "Интересное кино": одни оказывают услуги - другие получают деньги. Причем судьба собранных денег закрывается дымовой завесой - захочет сборщик денег, то отправит часть денег исполнителям услуг (и то, когда захочет), а уж если не захочет - не отправит.ВОЗВЕДЕНИЕ ПОСРЕДНИКА на трон ... с помощью суффикса Чтобы придать особую значимость посреднику, собирающему деньги за оказанные другими услуги, в законодательство внесены маленькие хитрости. Первая хитрость: примитивной организации подметальщиков двора присвоено особое звание - УПРАВЛЯЮЩЕЙ организации. Управляющая - означает, что принимает важные решения, обязательные для УПРАВЛЯЕМЫХ. Суффикс ЮЩ (УЩ) используется также в словах "командуЮЩий", "ведУЩий". Но в договорах управления, которые должны заключаться с собственниками помещений, согласно ч.2 ст. 162 ЖК РФ, сказано: "одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, ...) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы ...". Вроде ясно? Кто командует? Кто дает задания? - Собственники и органы управления ТСЖ. А тот, кто назван "управляющей организацией", обязуется за плату оказывать по услуги в рамках поручения. Услужливать ... Служить... Быть слугой....Исполнять задания: "Прошка, сбегай на конюшню". Но вот с помощю суффикса ЮЩ (УЩ) слуга-порученец вдруг вырастает до командующего! ОДУШЕВЛЕНИЕ ПОСРЕДНИКА Это вторая хитрость нашего законодателя. Исполнители жилищных услуг вдруг чудесным образом стали потребителями коммунальных услуг. Как это сделано? Смотрим в закон № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», в котором в пп. «а» п.17 ст.2 утверждается: "к потребителям товаров и услуг относятся юридические лица, приобретающие энергию, воду и т.д… . И такими потребителями в этом законе названы ТСЖ, ЖСК и Управляющие компании (УКи). Именно так: юрлица отнесены к потребителям коммунальных услуг! Тогда как по закону «О защите прав потребителей» статусом потребителя может быть наделен исключительно гражданин, использующий услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Мало того, Верховный Суд России в Постановлении Пленума от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указал: услуги по техническому обслуживанию и ремонту жилого дома, предоставление коммунальных и иных услуг, направленных на удовлетворение личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, относятся к бытовым услугам, а следовательно правоотношения в этой сфере регулируются законодательством по защите прав потребителей Закон №210 был принят 22 декабря 2004 года. Так что с 2005 года наши "управляющие компании" стали потребителями семейных, домашних и иных бытовых услуг."ПОСТАВКА ТОВАРОВ и УСЛУГ" Третья хитрость состоит в продавливании понятия "поставка товаров и услуг", хотя такого процесса не существует в природе. Согласно Гражданского кодекса, в котором сохранены все основные понятия закона о защите прав потребителей, товары идут с одними действиями, а услуги - с другими. Товары хранят, меняют, продают в рамках соответствующих договоров, работы выполняют в рамках договоров подряда, услуги оказывают по договорам оказания услуг, а в отношении совершенных сделок используются соответствующие термины – например, проданный товар, выполненная работа, оказанная услуга. В отношение товаров применимо понятие "недопоставка". В отношении услуг нет - или оказана услуга или не оказана. Но надо любым путем заместить логичное понятийное пространство новыми понятиями, несмотря на их нелепость. Спрашивается зачем? Затем, чтобы оправдать появление посредника, поскольку при поставке товаров посредник уместен. А здесь на слух даже и не уловить разницу: "поставка товаров и услуг". Кроме того, надо замазать права потребителя. А они у потребителя услуг весьма и весьма: потребитель вправе не платить за незаказанные или неоказанные услуги, он вправе снижать плату за пониженное качество, в нашем случае несоблюдение установленных параметров: температура теплоносителя, напор воды на выходе из крана, физико-биологические характеристики холодной воды , - частые сбои или длительные перерывы в предоставлении услуг. И только в прямом контакте исполнителя услуг с потребителем возникает ситуация, когда исполнитель услуг, спасая свои доходы, вынужден выстраивать так организаовать свой бизнес, чтобы обеспечивались и бесперебойность оказания, и высокое качество услуг.Еще один фрукт - "РЕСУРСЫ" Четвертая хитрость состояла в привнесение в оборот словечек: РЕСУРС и РЕСУРСОСНАБЖАЮЩАЯ организация. Это случилось через полтора года после "одушевления" юоидических лиц - в середине 2006 г. В Постановлении Правительства №307 от 23.05.2006 исполнителям коммунальных услуг придан статус «ресурсоснабжающих организаций». Тем самым создается иллюзия хранения на складе «коммунальных ресурсов» – газа, воды, энергии. Если в законе о защите прав потребителей исполнитель услуг отвечает за качество оказываемых услуг, то у «кладовщика» уже нет таких обязанностей, как и ответственности за их качество. Услуги вроде бы есть, а исполнителя нет. Создана уникальная ситуация: кто отвечает за давление в трубопроводе, за температуру теплоносителя, за содержание в холодной воде вредных веществ и т.д. - А никто! И даже некому по такому поводу обращаться в суд - ТСЖа***ми это не надо. А жильцам вроде как и не положено ведь потребители по закону №210 именно ТСЖ и УК.часть III ТАРИФЫ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ как главная цель коррупционеровТАИНСТВЕННОСТЬ ... Нет, просто ЗАКРЫТОСТЬ Цена коммунальным услугам назначается сверху. Властным образом. Где-то в наглухо закрытом от посторонних глаз заседает Энергетическая комиссия, которая после непродолжительного обсуждения принимает предложения монополистов о повышении в интересах тарифов на те или иные услуги. Посидели. Побеседовали. Приняли. И это стало законом. А почему такие тарифы приняли? - По кочану! А разве не может правительство продиктовать правила установления тарифов в зависмости от наращивания мощности (резервирования), повышения безотказности и безопасности соответствующих технических систем? Почему не может? Может. Но не принимает. А раз так, то о чем договориваются жирные коты и правительственные чиновники. Почему не провести бизнес-ланч с хорошим человеком. И на салфетке написать: какой тариф нужен? Появляется цифра. Тогда придется занести - и появляется тоже цифра. Звучит: ОК. А на следующий день появляются на свет новые тарифы.КОНСТИТУЦИЮ - по боку А теперь вдумайтесь. Сели представители власти - и определили, согласиться с предложением монополиста об уставновлении такого-то тарифа. Но монополист - просто предприниматель. А по Конституции у нас рыночное хозяйство, так что не может власть командовать на рынке. Иное дело, власть имеет право укоротить аппетиты монополиста - поставить какие-то ограничения. Однако можно убедиться - свою обязанность - жестко следить за дейстельностью монополистов и не допускать, чтобы отстутствие конкуренции в коммунальной сфере не отражалось негативно на платежах населения - власть не исполняет,ЗАДВИГАНИЕ в ТЕНЬ Народу не нравится постоянный рост тарифов, который опережает инфляцию. Поэтому надо недовольство как-то отвести от монополистов, назначить кого-то "мальчиком для битья". Кого? - А почему бы на эту роль не определить управляющие организации? Для чего же огород городили с "поставкой ресурсов" сначала потребителям (юридическим лицам), которые после потребления поставят это, простите за догадку, уже единожды потребленное, - конечным получателям, то есть жителям. Граждане, взглянув на платежки, воспылают ненавистью к этим "управляющим". Но не к жирным котам - монополистам и не к коррупционерам, произвольно рисующим любые тарифы, если их "правильно" попросят. За услуги "громоотвода" управляющие организации получают право какое-то время пользоваться чужими деньгами и использовать завораживающее слово "тариф" для своих проделок. Так вот мы видим, что основной поток недовольства удалось канализовать - преиензии к управляющим которам реальные, а ресурсники - в тени.часть IV ТАРИФЫ жилищных услуг - это же просто бредятина В отличие от коммунальных услуг цена на оказание жилищных услуг устанавливается не где-то наверху, не где-то сбоку, а непосредственно собственниками помещений. Это они на своем собрании (если "управляет " УК) или органы управления ТСЖ решают, сколько платить за содержание и ремонт помещения. ЖК РФ говорит, а постановление правительства №491 вторит ему о том, что если собственники на своем собрания не приняли решение о цене обслуживания и ремонта на предстоящий год, то тогда во избежание хаоса вмешивается орган местного самоуправления. НО даже тогда его вмешательство никак не сводится к назначению цены. Вмешательство состоит в проведении конкурса. Победитель конкурса получает право на "управление" домом - и как приз - получает право на собирание платы за обслуживание и ремонт по той цене, которая была установлена в результате конкурса. Таким образом, для обоснования цены управляющая контора вправе сослаться либо на протокол собрания (органа управления ТСЖ), либо на протокол конкурсной комиссии. Либо- либо, Однако повсеместно практикуется произвольное установление какой-угодно цены. Осознавая преступный характер такого вымогательства, мошенники всегда используют словечко "тариф". Хотя тариф на жилищные услуги, оказываемые собственникам, не существует в природе.МАНИПУЛЯЦИИ с МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ТАРИФАМИ Очень нравится мошенникам не только слово "тариф", но особенно "муниципальный тариф". Дело в том, что у городских властей имеется муниципальное жилье, которое предоставлется по договорам найма нанимателям. Для получения платежей необходима цена. Поскольку жилье принадлежит органу власти, у него и право определить цену сделки. Так что в начале каждого года в местной газетке можно узнать, почем сдает нанимателям город принадлежащее ему жилье. Но вот к собственникам помещений это не имеет вообще никакого отношения. Можно с некоторой погрешность принять муниципальный тариф как некий критерий справедливой цены. Но пр этомважно понимать, что муниципальное жилье, как правило, изношенное, так что требует на содержание примерно в два раза больше средств, чем новое. Но мошенники из числа управляющих организаций предъявляют чаще всего именно такие завышенные в два раза "тарифы".часть V АВАНТЮРИСТИЧЕСКИЕ ТРЮКИ ПОПЫТКА СДЕРНУТЬ ВТОРУЮ ШКУРУ в виде ОБЩЕДОМОВЫХ НУЖД Эту авантюру предприняло правительство внесением поправок в постановление №354, смысл которых сводится к возложению на собственников дополнительных расходов - на так называемые общедомовые нужды. Заметим предварительно, что Постановлением Верховного Совета от 27декабря 1991г №3020-1 весь жилищный фонд и инженерные коммуникации переданы в муниципальную собственность. В ходе приватизации квартир в собственнность граждан передавались только квартиры. Никакой оговорки в части мест общего пользования (МОП) закон о приватизации, а в равной степени и договора приватизации не содержали. Так что все "общедомовое" - это все еще муниципальное. По ныне действующему жилищному законодательству собственники нанимают для содержания общего имущества сервисную службу под названием управляющая организация. Согласно Правил, утвержденных Постановлением правительства №491, эта сервисная служба должна обеспечить, помимо всего прочего, обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан; доступности пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, обеспечение установленных законодательством РФ температуры и влажности в помещениях общего пользования. И при этом совершенно неважно, сколько кубометров очищенной по требованию ГОСТ питьевой воды будет израсходовано на так называемой мытье полов лестничных площадок. Все включено. За свою работу контора получает деньги. Эта работа включает и энергию, и материалы (бензин, керосин, воду) и оплату труда, и вывоз или ликвилицию отходов производственного процесса. С какой стати надо повторно оплачивать некоторые статьи расходов? За счет разбрасывания на собственников помещений разницы в показаниях общедомовых приборов учета "ресурсов" по сравнению с сумарным показателем квартирного потребления предприниматель осовобождается от предпринимательского риска, а на собственников возлагаются новые обязанности: - оплатить утечки и неоправданные расходы; - взять на себя расходы неплательщиков. И вот здесь стоит задать вопрос: А почему собственно интересы "управляющих контор" должны защищаться лучше, чем имущественные интересы собственников квартир? В этом отношении придется напомнить о позиции Конституционного Суда РФ, который в Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П указал на обязанность законодателя обеспечивать БАЛАНС прав и законных интересов всех участников гражданского оборота. Если такой баланс нарушен, то в полном соответствии с методикой оценки коррупционенности в правовых актах следует признать такие роложения правого акта проявлением коррупции. (Здесь надо отметить "успех" мощного лобби мошенников в сфере ЖКХ в лице некоммерческого партнерства "Развитие" (исполнительный директор Андрей Чибис). Чибис выдает одну за другой инициативы - все направлены на ущемление законных прав и интересов собственников, практически все несут признаки коррупционных проявлений).ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ЛЯПСУС Мы видим, что интересы так называемых управляющих организаций противостоят интересам собственников квартир. Поэтому они никак не могут представлять имущественные интересы собственников во взаимоотношениях с третьими лицами. Но ЖК РФ закрепляет такой абсурдный принцип - те же самые сервисные конторы от имени собственников заключают договора электро-газо-тепло-водоснабжения с так называемыми ресурсоснабжающими организациями. Мы им не доверяем, а они действуют от нашего имени. Получается: закон противоречиту природе отношений. Тут даже и речи не может быть о соблюдении баланса интересов. Это явно коррупциогенная норма! Спрашивается, а кто же в состоянии представлять интересы граждан - собственников квартир с теми, кого называют поставщиками коммунальных ресурсов? - Ответ на этот вопрос находим в законе "Об общих принципах .." (131-ФЗ). К вопросам местного значения отнесены, в частности, "организация электро-,тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения ..." Ну вот, в пределах полномочий действуйте! Формируйте центр расчетов и управления, и пусть он займется приемкой платежей за коммунальные услуги. Тем более, что никакие управляющие конторы из-за отсутствия у них достаточных собственных средств и имущества просто не в состоянии заключить договор поставки ресурсов - нечем обеспечить обязательства.